(Виолончель) Школа игры на виолончели К.Ю. Давыдова, 1958, pdf

Вашему вниманию предлагается редчайшее издание «Школы игры на виолончели», автор — Карл Юльевич Давыдов. Формат — pdf (Сам сканировал ветхое издание), Государственное Музыкальное Издательство, Москва, 1958 год. P.S. Когда-то и я по ней занимался
Виолончельная Школа К. Ю. Давыдова была написана в 1887—1888 гг. Это сочинение выдающегося русского виолончелиста и педагога, получившее заслуженное признание всего виолончельного мира последнего полувека, до сих пор в большой степени сохранило свою педагогическую и методическую ценность.
Представляющее собой великолепно систематизированное обобщение долголетнего педагогического опыта главы русской виолончельной школы К. Ю. Давыдова (1838—1889) сочинение это одновременно отражает и прогрессивность методических взглядов автора и его педагогический талант. Школа Давыдова является одним из первых сочинений этого рода, базирующихся на строгой рациональной системе изучения игры на виолончели. Школа охватывает примерно два первых года обучения. Начинается она с изложения основ так называемой постановки виолончелиста, описания законов ведения смычка и положения левой руки на грифе.
Затем детально рассматривается первая позиция; при этом четко дифференцируются широкое и узкое расположение пальцев на грифе (что является одной из основных и специфических предпосылок к достижению чистой интонации на виолончели). В первом же разделе Школы описываются элементарные штрихи с ис-пользованием различных частей смычка; вскрываются законы равномерного и неравномерного движения смычка. С целью концентрации внимания ученика на данной штриховой трудности «неравномерным» штрихам предпосылаются соответствующие упражнения на открытой струне. Значительное внимание в этом разделе уделяется технике переходов смычка со струны на струну.
Второй раздел Школы посвящен первым четырем позициям. Кроме того, здесь в сущности впервые в виолончельной педагогической литературе излагается методически обоснованная система смены позиций. Система эта полностью сохранила свое значение и в современной виолончельной практике.
В третьем разделе Школы рассматриваются более высокие позиции (до седьмой включительно) и приводятся все двухоктавные (мажорные и минорные) гаммы.
Гаммы имеют два вида аппликатуры — с применением открытых струн и без них. Гаммы с используемой Давыдовым стандартной для всех тональностей аппликатурой без применения открытых струн дают незаменимый материал для тренировки в смене позиций, в чередовании узкого и широкого расположения пальцев; они способствуют выработке чистой интонации и ровности звучания.
Это свое сочинение, написанное уже к концу жизни, Давыдов рассматривал как первую часть Школы. В задуманную Давыдовым вторую часть должны были войти более сложные элементы виолончельной игры (использование верхних регистров, ставка, двойные ноты, флажолетная техника, более сложные штрихи и т. д.) Нотный материал Школы известным образом отражает характерное для Давыдова-педагога стремление к единству технического и художественного развития виолончелиста. Давыдов не ограничивается в Школе абстрагированными от музыкального содержания и смысла упражнениями или гаммами, а дает (озаглавливая их примерами) целый ряд (51) небольших этюдов-пьес, соответствующих определенным техническим заданиям и в то же время обладающих несомненными художественными достоинствами. Эти примеры, написанные с сопровождением второй виолончели, были изданы и с оригинальным фортепьянным сопровождением.
В настоящем издании полностью сохранен оригинальный текст и нотный материал Школы. В конце приведен ряд дополнений, обусловленных современным уровнем советской виолончельной методики, а также необходимостью уточнения и разъяснения некоторых формулировок Давыдова.

Читайте также: