От киноавангарда к видеоарту (Кирилл Разлогов) [2001 г., документальный, VHSRip]

От киноавангарда к видеоарту (14 выпусков)
Год выпуска: 2001-2002
Страна: Россия
Жанр: документальный
Продолжительность: 14 серий по 26 мин.
Перевод: Не требуется
Ведущий: Кирилл Разлогов
Режиссер: Олег Косолапов
Cценарист: Милена Мусина
Описание: Телевизионная программа «От киноавангарда к видеоарту» выходила на телеканале «Культура» с января 2001 по март 2002 года и была посвящена экспериментальному аудиовизуальному творчеству, теории и истории экранных и других медиаискусств. Всего было подготовлено 46 выпусков программы, в эфир вышло 44 выпуска.
Качество: VHSRip
Формат: AVI
Видео: DivX 5 640×480 25.00fps 1723-1728Kbps
Аудио: MPEG Audio Layer 3 48000Hz stereo 117-128KbpsОстановись, мгновение. Крис Маркер, Сергей Эйзенштейн, Николай Изволов, Марианна Киреева.
Авангардисты поневоле. Братья Люмьер, Жорж Мельес, Владимир Дмитриев.
Время изображения пришло. Луи Деллюк, Абель Ганс, Елена Саграри, Дмитрий Кирсанов, Марсель Л’Эрбье, Жак Эпштейн, Жермена Дюлак.
Эксперимент, понятный миллионам. Генадий Полока, Жак Шампре, Александр Дерябин.
Глаз Бунюэля. Луис Бунюэль, Дзига Вертов, Жан-Клод Каррьер.
Бес-конечность. Ким Бейсингер, Шерилин Фенн, Дэвид Уорк Грифффит, Мадонна, Конрад Фейдт, Роберт Вине, Гитлер, Ман Рэй, Битлз, Джон Кейдж.
Ландшафты тела. Лени Рифеншталь, Рустам Хайфин, Гульшад Омарова, Рената Косая.
Танец. Майя Дерен, Эми Гринфилд, Базби Беркли.
Магия и её магистр. Жорж Мельес.
Боль. Стивен Двоскин. Болезнь с детства приковала Стивена Двоскина к инвалидному креслу и дала богатую пищу для самоанализа и размышлений о боли, сексе, одиночестве.
Другой. Передача об Артуре Аристакисяне и его попытках продолжить линию маргинального образа жизни в кино.
Блю. Дерек Джармен. О великом британском кинорежиссёре, поэте и художнике Дереке Джармене рассказывает актриса Тильда Суинтон.
Детки. Шокирующий образ детства в экспериментальном кино и видео. Один из двух выпусков передачи, которые не были допущены к показу на телеканале «Культура» по причине «несоответствия нормам телевизионной этики».
Безумная любовь. Секс в произведениях киноавангарда.
Ещё один выпуск передачи, который не был показан на канале «Культура» по цензурным соображениям.

Телевизионная программа «От киноавангарда к видеоарту», производства компании «Камер-Тон-Фильм-Русь», выходила на телеканале «Культура» с января 2001 по март 2002 года и была посвящена экспериментальному аудиовизуальному творчеству, теории и истории экранных и других медиаискусств. Всего было подготовлено 46 выпусков программы, в эфир вышло 44 выпуска.
Программа пользовалась успехом, как в среде профессионалов (кинематографистов и художников), так и у рядовых зрителей, и имела рейтинги в два-три раза превышавшие рейтинги программ, выходивших на канале «Культура» в тот же временной интервал в другие дни недели. Тем не менее в марте 2002 года неожиданно, без объявления причин в самом начале производства третьего сезона руководство канала закрыло программу.
Перестав выходить в эфир, программа «От киноавангарда к видеоарту» стала гостем на фестивалях кино и медиа-искусств в Нижнем Новгороде, Москве, Германии, Франции.Программа «От киноавангарда к видеоарту» представлена на страницах «Антологии российского видеоарта», где собраны наиболее значительные произведения отечественного видеоискусства последнего десятилетия.
На конкурсе «Культура на телевидении-2002» выпуск программы «Бес-конечность» был отмечен призом Фонда Форда «Лучшая телепрограмма о культуре». Интернет-версия программы «От киноавангарда к видеоарту (сценарии и полные варианты интервью) — на сайте
ИДЕЯ
«Идея программы «От киноавангарда к видеоарту» возникла в момент обсуждения того, что можно было бы сделать на телевидении такого, чего там еще не было. Так что этот проект, как и другие проекты, которые только могут возникнуть, родился с целью заполнить пустое пространство, найти нишу, где никого нет и неясно будет ли какая то реакция. Поэтому с каждым таким проектом связана известная доля риска, любой такой проект рискует шокировать окружающих – а, уж, что касается авангарда, так это безусловно – и любой такой проект рискует оказаться без зрителей, без аудитории, если общественный интерес к нему недостаточно высок.
В практическом отношении любой художник, как и мы, авторы этой программы, решает одну проблему, в свое время блестяще сформулированную французским поэтом Жаном Кокто: «Куда можно зайти слишком далеко?», то есть до какой степени можно идти, при этом понимая, что переходишь все возможные границы дозволенного? Именно эти вопросы задавали себе мы, когда готовили ту или иную программу. Мы понимали, что есть специфика массовой аудитории, есть специфика телевидения и есть своя специфика у канала, который называется «Культура». Единственное, у чего нет специфики, так это у самой культуры, которая никакие границы не фиксирует раз и навсегда. Конечно, в культуре есть правила и нормы поведения, есть структура, есть границы, но тем не менее, эти границы не даны на веки вечные.» — Кирилл Разлогов в программе «Кинопроцесс» («От киноавангарда к видеоарту», февраль 2002)
СОДЕРЖАНИЕ
За 100 лет существования кинематограф прошел огромный путь. Не удивительно, что концентрация открытий на этом пути была выше всякой нормы. Кинематограф жил безумной жизнью – эстетические революции в истории кино шли одна за другой, и смятение умов, вызванное кинематографом сюрреалистов или французской новой волной, появлением звукового кино или видео, не уступали по масштабам Октябрьской революции или изобретению ядерной бомбы.
В кино всегда существовало два параллельных мира – коммерческий кинематограф и андерграунд, где творили режиссеры, не желавшие подчиняться законам рынка и распоряжавшиеся кино-, а позже видеопленкой, словно собственными фантазиями, снами и галлюцинациями, киноавангард – искусство в отсутствии страха быть непонятыми и осмеянными, искусство, обходящееся без банальностей, живущее открытиями. Впрочем, временами андерграунд выходит из подполья, заражая большое кино вирусом своих открытий и навсегда преображая его. Обо всем этом программа «От киноавангарда к видеоарту» рассказывала на конкретных примерах.
Отдельные выпуски программы были посвящены великим экспериментаторам, таким как Жорж Мельес («Магия и ее магистр»), Годфри Реджио («Godfrey Reggio»), Йонас Мекас («Дневники Йонаса Мекаса»), Стэн Брекхедж («Я, Стэн Брекхедж»), Стивен Двоскин («Боль»), Дерек Джармен («Блю»), Вуди и Штейна Васюлка («Пастыри волн, повелители цифр»). Особое внимание было уделено целым творческим направлениям: первому французскому авангарду («Время изображения пришло!»), немецкому экспрессионизму («Страх»), советскому авангарду 20-х годов («Эксперимент, понятный миллионам»), сюрреализму («Глаз Бунюэля»), американскому андерграунду («Дневники Йонаса Мекаса», «Амазонки авангарда…», «Я, Стэн Брекхедж»), французской новой волне («Банда четырех»), отечественному параллельному кино («Пересечение параллелей»), датской Догме («Догма»). Объектом рассмотрения становились парадоксы истории – примитивное немое кино, как киноавангард («Авангардисты поневоле»), или ранняя «комическая», как территория киноэкспериментов («Эксцентрика века») – и экспериментальные виды и жанры в кино и медиа – видеомузыка («Симфония огня»), анимация («Одушевленные фактуры», «Супер-кино: прорисовка»), фотофильм («Остановись, мгновение…»), научпоп («Homo Paradoksum»), перформанс («Перформанс и Ко»), net-арт («Искусство конца lumiere»).
Особый интерес представляли выпуски программы, рассказывающие о трансформации образов и тем в экспериментальных визуальных искусствах. Так, например, человеческий глаз не раз становился объектом внимания кино- и видео-художников (то как всевидящее око, то как кино-око, то как глаз вуайериста) от Бунюэля, Дали и Вертова до сегодняшнего дня. А тема секса в авангардном кино и видео имеет историю более длинную и шокирующую, чем в коммерческом кинематографе: от безумной любви, восславленной киноавангардистами Франции конца 20-х и порнографической разнузданности «голубого» подпольного кино США 50-60-х до механического секса во фригидном видеоарте 90-х годов.
Считая своей целью не только просвещение телезрителей, но и борьбу с ханжеством и невежеством тех, кто решает, что можно, а что нельзя зрителям видеть, программа «От киноавангарда к видеоарту» все время существовала в противоборстве с телевизионной цензурой. Два выпуска программы не были допущены к показу, как несоответствующие нормам телевизионной этики: «Безумная любовь» (тема — секс в произведениях киноавангарда) и «Детки» (тема — шокирующий образ детства в экспериментальном кино и видео).
В программе демонстрировались кадры из фильмов, знакомых российским зрителям подчас только по энциклопедиям и монографиям, и эксклюзивные интервью с режиссерами и художниками: персонажами модными и маргинальными, всемирно признанными классиками и теми, кто только начинает свой путь в искусстве.
СТИЛЬ
Каждый выпуск программы «От киноавангарда к видеоарту» строился как фильм-коллаж с соответствующим теме оригинальным визуальным решением, специфическими монтажными приемами и музыкальным рядом. Изобразительный стиль программы – это пространство между высоким пафосом (нагнетаемым, например, при помощи «аттракционного» монтажа) и шутовством (пример — «примитивная» анимация), игровое пространство для человеческого глаза, жадно поглощающего изображение. Литературный текст за кадром играл на чувственных образах и аллитерации, прибегая как к стилистике манифеста, так и анекдота.
«Слишком много звуков» — эта реплика по поводу музыки Моцарта из фильма «Амадей», на взгляд авторов, вполне характеризовала стилистику их программы. Создатели «От киноавангарда к видеоарту» полагали, что их зритель равен им интеллектуально и эмоционально (принципиальная позиция, редкая для сегодняшнего ТВ), а потому были беспощадны к нему, как к самим себе и своим героям – образы, ассоциации, факты сменялись в бешеном ритме. Весьма существенно для понимания эстетики программы то, что она создавалась не художниками (традиционными авторами видеоарта), а кинематографистами, для которых образ интересен не столько сам по себе, сколько своей способностью изменяться и преображаться. Эта визуальная и идеологическая трансформация, движение сквозь время и судьбы, «от киноавангарда к видеоарту» стала главным предметом интереса создателей программы и ее стилевым стержнем.
Цитируется по сб. «Антология Российского видеоарта» (М., 2002)

Читайте также: